Звучание флейты-траверсо – один из символов барокко, с которым оно чаще всего ассоциируется у современного слушателя. Нежный, прозрачный тембр, изящество линий и тонкость орнаментики, свойственная этому инструменту, оказались как нельзя более кстати в эпоху, когда музыкальная мысль стремилась к максимальному разнообразию выразительных средств. По сути, флейта-траверсо не была чем-то новым – этот инструмент, известный с эпохи Ренессанса, к началу XVII века обрёл более совершенную форму, благодаря которой диапазон его существенно расширился, а тембр стал мягче.
Георг Филипп Телеман, чьё имя чаще всего упоминают как пример «неиссякаемого композитора», оставил более сотни сольных флейтовых сочинений – флейта была одним из его любимых инструментов. В его флейтовых фантазиях, как и во многих других сочинениях мастера, сполна раскрывается дух барочной импровизации. Телеман был одним из тех композиторов, кому удалось органично соединить немецкую основательность и рациональность с французским изяществом и итальянской мелодичностью.
Судьба французской флейтовой музыки оказалась прочно связанной с династией Оттетер. Жак-Мартин Оттетер, чья музыка прозвучит в сегодняшнем концерте, – один из тех, кто стоял у истоков этого направления: не только как композитор, но и как мастер, создававший инструменты. Его старший родственник, Луи Оттетер, был прославленным мастером, изготавливавшим деревянные духовые. За усовершенствованием инструмента последовало создание масштабного репертуара и новой системы исполнительских принципов. Его учеником в этом ремесле был Николя Шедевиль – современник и коллега Жака Оттетера, также оставивший множество сочинений для флейты-траверсо.
Пьер Даникан Филидор – ещё один современник и соотечественник Телемана и Оттетера – остался в истории как представитель знаменитой французской музыкальной династии. Подобно семейству Бахов, несколько поколений Филидоров в течение XVII–XVIII веков создавали и исполняли музыку при французском дворе; каждый из них был связан с каким-либо инструментом или ансамблевым составом, каждый оставил свой след в музыкальной истории. Жан Даникан Филидор, дед Пьера, прославился своими сочинениями для гобоя и ансамблей с гобоем, сам же Пьер отдал предпочтение флейте. Его перу принадлежит ряд сонат, сюит и концертов для этого инструмента, а также масштабный труд о природе гармонии, изданный в 1725 году. Центром сегодняшней программы можно назвать сюиту ми минор, написанную в характерном французском стиле.
Исполнители:
София Лубянцева (флейта-траверсо)
Татьяна Мордвинова (клавесин)
В программе:
Георг Филипп Телеман, Жак-Мартин Оттетер, Пьер Даникан Филидор