В этом концерте сойдутся две ипостаси Моцарта – композитора и исполнителя. Виртуозное владение клавиром открывало перед ним большие возможности для импровизаций, многие из которых впоследствии обрели законченную форму и вошли в число его сочинений. Фантазии KV 397 и KV 594, которые прозвучат сегодня, относятся к числу подобных произведений. Их свободный стиль, характерный для эпохи рококо, с её изяществом и лёгкостью, прихотливыми украшениями и вниманием к деталям, не был чем-то новым для своего времени – но Моцарту удалось привнести в него свой неповторимый почерк. Не менее виртуозна и соната для двух клавиров, позволяющая исполнителям не только блеснуть своими техническими талантами, но и показать всё богатство оттенков, заключённых в совместном музицировании.
Двенадцать вариаций на «Ah, vous dirai-je maman», написанные Моцартом в 1781 году, обрели поистине всемирную славу. Эта незатейливая мелодия, изначально представлявшая собой французскую народную песню (её авторство иногда приписывают самому Люлли), стала одной из первых пьес, которые разучивают начинающие пианисты. В то же время Моцарту удалось создать вариации, интересные не только с педагогической точки зрения: их фактура, постепенно усложняясь от вариации к вариации, раскрывает всё разнообразие возможностей инструмента – и вместе с тем, всё разнообразие музыкальных идей, заключённых в изначальной теме. В какой-то мере это произведение можно считать своеобразным камертоном, настраивающим слушателя на эстетику классицизма с его тягой к совершенству и идеальной ясности мысли.
Центральной частью программы можно назвать Adagio из концерта для фортепиано с оркестром ля мажор, KV 488 – одного из самых известных концертов Моцарта. Именно здесь в полной мере раскрывается дар Моцарта-мелодиста, его удивительная способность создавать простые и вместе с тем совершенные мелодии, в которых органично сочетаются красота и глубина. В эпоху классицизма, ознаменовавшуюся новым отношением к музыке – более рациональным, – такое свойство композиторского письма было особенно важным: на смену театральной пышности барочной эстетики пришла иная парадигма, где ясность мысли и простота изложения оказались в центре внимания.
Исполнители:
Наталья Михайлова (орган)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт