Музыка, собранная в этой программе, – своего рода «путешествие во времени», позволяющее ощутить, как менялся музыкальный язык и, вместе с ним, способы воплощения музыкальной мысли. Прелюдия Букстехуде и Чакона Пахельбеля – два образца немецкого барокко, написанные в разных его традициях: северной и среднегерманской. Если Букстехуде – имя, которое по праву ассоциируется с немецким органом как таковым, то Пахельбель – один из тех, кто стоял у истоков новой формы вариаций на basso ostinato. В отличие от итальянской и испанской традиции, где этот жанр воспринимался как нечто по умолчанию привычное, для немецких композиторов он был достаточно новым явлением. Чакона фа минор – одна из шести чакон, написанных Пахельбелем, – показывает нам «немецкую версию» этого жанра: в ней тема поручена педали, а вариации строятся на постоянной смене мануальной фактуры, которая нередко провоцирует исполнителя на слишком частую смену регисторовок.
Основой всей программы, её стержнем, можно назвать пассакалию BWV 582 – одно из тех произведений, в которых Бах, по сути, подвёл итог своему пониманию этого жанра. Примечательно, что Бах лишь единожды обратился к пассакалии в таком масштабе, создав на основе французской темы (принадлежащей перу Андре Резона) монументальное полотно, своего рода «органный шедевр».
Александр Гильман – одна из ключевых фигур в музыкальной жизни Парижа второй половины XIX века, являясь одним из соучредителей знаменитой schola cantorum и преподавателей консерватории. Особенно важное значение для современников имела его просветительская деятельность, в рамках которой он смог заново открыть уже, казалось бы, совсем забытые имена мастеров прошлого (Дитриха Букстехуде, Яна Питерсзона Свелинка, Джироламо Фрескобальди, Георга Муффата и др.), а в соавторстве с Андре Пирро он подготовил десятитомную антологию старинной французской органной музыки «Архивы классиков органа». Интересно, что органная соната композитора, которая прозвучит в этом концерте, явилась настолько удачным сочинением, что позже была оркестрована и исполнена автором как Симфония для органа и оркестра в парижском дворце Трокадеро.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Дитрих Букстехуде, Иоганн Пахельбель, Иоганн Себастьян Бах, Александр Гильман