Скрипичная соната, как жанр, обрела свою зрелость именно в эпоху барокко. В этой программе мы наблюдаем два разных её проявления – немецкую и итальянскую школу, каждая из которых следовала собственному пути развития. Сонаты Баха и Генделя схожи внешне, однако в их основе лежат разные композиционные принципы. Так, HWV 370 относится к церковной сонате (sonata da chiesa), характерной для раннего барокко: четырёхчастная структура с чередованием медленных и быстрых разделов, полифонические эпизоды в Allegro, торжественное и строгое изложение – всё это отсылает к истокам жанра, к сочинениям Корелли и его современников. BWV 1017, напротив, – пример позднего типа сонаты, близкого к камерной сонате (sonata da camera) – в ней мы встречаем более простые мелодии и более прозрачную фактуру, а облигатная партия клавира позволяет Баху в полной мере развернуть свой дар мелодиста.
Сюита Генделя, написанная в типично французском стиле, свидетельствует о том, насколько разнообразными были источники музыкальной мысли эпохи барокко, каждый из которых проявился в своё время на своём месте, в собственной неповторимой комбинации жанров, фактур, интонаций, аффектов – и тембров тех инструментов, для которых эта музыка создавалась. Кульминацией программы становится Чакона Витали – произведение, обросшее множеством легенд и загадок. Считается, что она была написана композитором в подражание своим венецианским современникам. В то же время эта музыка – одна из вершин жанра чаконы, в которой в полной мере проявились её скрытые возможности, – по своему масштабу и напряжëнности вызывает ассоциации с Чаконой Баха из партиты для скрипки соло, написанной спустя несколько десятилетий.
Исполнители:
Елена Найман (скрипка)
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Томазо Витали