В современном мире основой успеха является способность грамотно «продать» свой товар или услугу. Видимо поэтому от организаций, проводящих концерты, для реализации рекламы мероприятия через общедоступные платформы продаж и всевозможные кассы, требуется придумывать название к каждому концерту – «Вселенная Баха», например. Конечно, название это достаточно популярное, часто употребляемое и, наверное, ничего не означающее, однако творчество Иоганна Себастьяна Баха действительно можно соотнести с Вселенной, хотя бы уже потому, что творческое наследие Баха не имеет четких границ: со временем, подобно Вселенной, оно то расширяется, то сужается. Некоторые произведения, которые раньше не приписывались Иоганну Себастьяну Баху, вдруг оказываются сегодня в списке его подлинных сочинений и, наоборот, композиции, которые мы привыкли считать исконно баховскими, оказываются принадлежащими совсем другим авторам. Такая неопределённость в отношении авторства применима и к хоральным обработкам, найденным в сборнике Иоганна Готфрида Ноймайстера – второго органиста церкви провинциального города Фридберга, жившего во второй половине XVIII – начале XIX вв. Сборник хоралов был переписан Ноймайстером, очевидно, с целью использования этих хоральных обработок для игры их во время богослужения. Данный сборник был найден в 1984 году в коллекции Мэсона Лоуэля в библиотеке Йельского университета, где до сих пор и хранится. Всего в найденной рукописи 77 хоралов, 38 из которых считаются принадлежащими перу Иоганна Себастьяна Баха (при этом ранее известными были всего 5 из них). Необходимо отметить, что большая часть этих сочинений написана, возможно, ещё 10-ти или 11-тилетним Бахом и является плодом его занятий композицией с братом Иоганном Кристофом Бахом. Многие хоралы из этого сборника, которые в оригинале подписаны авторством совершенно другого Баха – Иоганна Михаэля, который приходился И.С. Баху одновременно и старшим дальним родственником, и тестем – были опубликованы некоторыми издательствами как авторские сочинения Иоганна Себастьяна. Так, например, хоральная обработка In dulci Jubilo, BWV 751, была опубликована издательством Peters в девятом томе собрания органных сочинений И.С. Баха как баховский хорал, хотя в рукописи стоит подпись J. M. Bach (Иоганн Михаэль Бах). Собственно, авторство Иоганна Михаэля и Иоганна Себастьяна Бахов стоит над большей частью композиций сборника и лишь некоторые пьесы подписаны именами Иоганна Кристиана Баха, Фридриха Вильгельма Цахова, по одной композиции Даниеля Эриха (ученик Дитриха Букстехуде) и Иоганна Пахельбеля (в рукописи обозначен как Bachelbel). Авторство 6-ти анонимных композиций сборника также приписывают И. Пахельбелю. Ещё две хоральные обработки И.С. Баха – а именно Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 и Herr Christ der einige Gottes Sohn, BWB 601 – были добавлены И.Г. Ноймайстером уже постфактум, после переписи сборника, наряду с четырьмя хоралами его учителя, композитора Георга Андреаса Зорге. Несмотря на то, кто является подлинным автором той или иной композиции, у всего сборника хоральных обработок есть некое стилистическое единство. В настоящем концерте будет исполнена лишь часть композиций из сборника Ноймейстера, поскольку количество произведений потребовало от исполнителя «разбить» программу на цикл из двух концертов. В 2010 году в церкви св. Екатерины был начат цикл концертов, посвящённых органному творчеству И.С. Баха. При этом ставилась задача исполнить все сочинения: как доподлинно баховские, так и спорного авторства, в том числе те, которые считались баховскими ранее. Новые произведения И. С. Баха открываются до сих пор – некоторые из них были найдены в XX веке, и даже уже в XXI веке – и подобные сочинения также должны быть включены в цикл этих органных концертов, который пока, к сожалению, так и остался незавершенным.
Григорий Варшавский (Санкт-Петербург) родился в 1956 году. Окончил Ленинградскую консерваторию (в 1982) как пианист (класс профессора Л.Е. Гаккеля), органист (класс профессора Н.И. Оксентян) и музыковед (класс доцента В.П. Широковой). Продолжил обучение в аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством профессора О.П. Коловского (окончил в 1987). Концертирует с 1981 года, выступает с сольными органными концертами в Санкт-Петербурге, городах России, странах СНГ и Балтии, в Германии, Швейцарии, Финляндии. Преподаёт специальный орган на Кафедре органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского Государственного университета. Главный органист лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове в Петербурге (с 1990), где регулярно организует общедоступные концерты духовной музыки. Уделяет особое внимание музыке европейского Барокко. Также выступает в составе различных ансамблей старинной музыки. Имеет многочисленные записи на компакт-дисках. Григорий Варшавский исключительно много делает для популяризации органа среди любителей этого инструмента в Санкт-Петербурге. Более четверти века ведёт студии и преподаёт игру на органе для желающих учиться играть на инструменте вне системы высшего профессионального образования, читает лекции. В настоящее время совмещает преподавание в университете с работой в музыкальной школе (для взрослых) им. Н.А. Римского-Корсакова. Сложившийся за много лет вокруг музыканта широкий круг людей, интересующихся органом, сделал его фигуру наиболее заметной и известной как в профессиональном сообществе, так и самых широких сферах любителей органа и органной музыки в Санкт-Петербурге.