«Барочная феерия»: музыка для барочных мандолин и бассо континуо

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

В концерте прозвучат произведения эпохи раннего и позднего барокко, того периода, когда формировались жанры вариаций на basso ostinato (постоянно повторяющаяся мелодическая формула у басовых инструментов), такие как чакона, пассакалия и фолия. Они были очень популярны в эпоху позднего ренессанса и раннего барокко. Так, например, Aria Sopra la Bergamasca — это также вариации с остинатным басом в ритме старинного итальянского танца Бергамаска, написанные Марко Уччелини. Этот композитор считался одним из лучших скрипачей своего времени, его манера игры оказала сильное влияние на сочинения и исполнительское мастерство таких скрипачей и композиторов, как И. Шмельцер, Г. Бибер, И. Вальтер.

В творчестве другого не менее знаменитого скрипача и композитора Тарквинио Мерулы можно увидеть значительное влияние славянских фольклорных мотивов. Он был придворным композитором польского короля Сигизмунда III. В концерте прозвучат чакона и программные произведения Тарквинио Мерулы.

В концерте будут исполнены произведения мало известного композитора-любителя — Маттео Каччини — племянника знаменитого итальянского композитора и певца Джулио Каччини. На самом деле Маттео Каччини был ботаником, создавшим уникальный сад в Венеции, являющийся и по сей день гордостью города.

Андреа Фальконьери — итальянский композитор, исполнитель на лютне и барочной гитаре, певец. В концерте кроме фолии и чаконы, прозвучат его батальные произведения: Австрия и Баталия. Это один из наиболее интересных видов программной музыки. В эпоху Ренессанса и Барокко она часто была связана с античностью. Пьесы, обозначенные как битва, аллегорически изображали войну между добром и злом, любовью и ненавистью.

Музыка, написанная немецким композитором и исполнителем на виоле да гамба Карлом Фридрихом Абелем, принадлежит к периоду позднего барокко и тесно связана со всем предшествующим периодом музыкальной истории. Сам Абель был хорошо знаком с И.С. Бахом и его сыновьями, с одним из которых — Иоганном Христианом Бахом — он учредил в Лондоне первые платные концерты. К.Ф. Абель был композитором мультиинструменталистом — играл на самых разных инструментах, одним из которых была барочная мандолина. В концерте прозвучит первая часть сонаты для барочной мандолины — многочастного произведения, форма которого формировалась в эпоху раннего и позднего барокко.

Квартет «Фейерверк» создан в сентябре 2014 года как содружество музыкантов, развивающих культуру и традиции исполнения на мандолинах. В квартете представлены такие инструменты, как мандолина Альфреда Воля (модель Райнхольда Зайферта), мандолина Михаила Федченко (модель Райнхольда Зайферта), мандола первой половины XX века (Милан, Италия). Кроме мандолин в составе квартета присутствует клавесин – клавишно-щипковый инструмент и струнный плекторный бас — уникальный инструмент, не имеющий аналогов в мире, созданный мастером Георгием Александровичем Сидорским (1953 - 2014) для более утончённого воспроизведения музыки Барокко и Ренессанса. Вместе клавесин и струнный плекторный бас составляют группу инструментов «basso continuo». Это особенная форма записи и исполнения аккомпанемента, в которой исполнители обязательно должны были импровизировать на основе басовой партии, записанной цифрами. Репертуар квартета включает в себя музыку различных жанров и разных эпох — Ренессанса и Барокко, оригинальные произведения западноевропейских и японских композиторов, музыку из кинофильмов, новейшие музыкальные произведения. В настоящее время квартет активно концертирует в Петербурге, принимает участие в международных фестивалях, гастролирует по России и Германии.

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить