Концерт органной музыки "Немецкая хоральная обработка". Глеб Никулин - орган

Санкт-Петербург, Лютеранская церковь Св. Екатерины

Практически вся звучащая на концертах органная музыка сочинена композиторами, которые сами являлись и органистами. Обычно они писали музыку в расчёте на самих себя, и сами становились первыми исполнителями своих сочинений. Более того, в старину, когда творили такие гиганты органа, как И.С. Бах и Д. Букстехуде, а также их современники и предшественники Г. Бём и Ф. Тундер, грань между исполнительством и сочинением вообще зачастую отсутствовала – по роду службы органисты многократно импровизировали на одни и те же темы, и их произведения становились плодом кристаллизации отбиравшихся самой практикой исполнительских удач. В последнее столетие традиция живого сочинения и игры собственной музыки прервалась, и как концертирующие, так и играющие службы органисты в основном исполняют произведения других авторов. Тем ценнее послушать музыканта, который в наши дни, как некогда и знаменитые гении, исполняет музыку собственного сочинения. Глеб Никулин является одновременно и органистом, и композитором, поэтому среди произведений уже упомянутых композиторов прозвучат два цикла хоральных прелюдий его авторства. Сочинения Глеба Никулина отмечены наградами различных композиторских конкурсов. Из музыки авторства немецких композиторов XVII века прозвучат масштабные “развёрнутые” хоральные обработки, получившие в последующие эпохи название “хоральные фантазии”: “Как ярко сияет утренняя звезда” Дитриха Букстехуде на праздник Благовещения, “Отче Наш” Георга Бёма и пасхальная “Христос лежал в пеленах смерти” Франца Тундера. В этих сочинениях работа с мелодией хорала наиболее сложная, пространная и изобретательная – это самые масштабные формы одночастной старинной инструментальной музыки на грани распадания на разделы. Сами произведения внутренне членятся на обработки строк хорала, однако строфа хорала проводится только один раз. Техника работы со звучностями органа в таких сочинениях также наиболее изысканная, с многократными сменами клавиатур, в том числе имитирующими эффект эхо. “Величит душа моя [Господа]” – ещё одна развёрнутая, на сей раз многосоставная хоральная обработка Дитриха Букстехуде – написана в первом церковном тоне. Восемь церковных тонов (Toni Ecclesiastici или, в греческой версии, Октоих) – средневековая музыкальная система, на смену которой уже в ту эпоху приходили привычные сегодня тональности. В церковной хоральной музыке она просуществовала дольше всего. Венчают концерт знаменитые Токката и фуга ре минор “Дорийские” И.С. Баха, написанные под явным влиянием музыки его северогерманских предшественников. Стремительность и монументальность также хорошо сочетаются в этом двухчастном цикле, как и риторический накал токкаты со сложной полифонией фуги. В дошедших до нас источниках также предписана активная смена клавиатур органа.

Санкт-Петербург,
Большой проспект Васильевского острова, 1
Купить